• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Государство как основной институт политической системы.

Государство являестя наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности или выступает средством подавления имущими классами неимущих. Первая теория, по-видимому, исходит из мнения Аристотеля, который считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага: "Человек, нашедший свое завершение в государстве, совершеннейшее из творений. Наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире." Вторую теорию поддерживает английский мыслитель Т.Гоббс, который сравнивал государство с чудовищем: "Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас…" С XVI века формируется другая интерпретация государства: теперь оно определяется через понятия "суверинитет" и "абсолютная власть". (Ж.Бодэн "Шесть книг о государстве"). Теперь государство олицетворяет правитель и он руководит общностью людей. Т.е. данная концепция косственно поддерживает теорию Гоббса. В последствии государство рассматривалось как нормы, отношения, роли, процедуры, институты и т.д. Т.е. не какую-то личность, а общество в целом. Так марксисты признавали наличие государства только в классово разделенном обществе и рассматривали государство как машину для подавления одного класса другим. Этот раскол в обществе (на классы) произошел в результате разделения труда и появления частной собственности. В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни. Его появление отразила необходимость в удовлетворении потребностей и интересов, которые прежние институты не могли удовлетворить. Преимуществом государства является высокая специализация в разделении труда между правящими, владение современной армией и полицией, владение большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Государство обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений ):

  • Единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти.
  • Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия, органы безопасности).
  • Государство регулирует свою общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер.
  • Суверинитет государственной власти. Он выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны. Т.е. в общеобязательности решений для населения, возможности отмены решений негосударственных институтов сласти, обладании ряда исключительных прав (н-р, права издания законов, имеющих для населения обязательный характер), наличии специальных средств воздействия на население.
  • Принудительное взимание налогов и иных обязательных платежей с населения, которые гарантируют экономическую самостоятельность государства.
Государство выполняет ряд функций, которые разделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
  • Экономическая функция. Организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.
  • Социальная функция. удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страхвании жизни, поддержании здоровья на долджном уровне.
  • Правовая функция. Обеспечение порядка и правовых норм, которые регулируют общественные отношения, охрану общественного строя и т.д.
  • Культурно-воспитательная функция. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности самореализации.
  • Политическая функция. Обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса.
Перейти на страницу: 1 2

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.