Общее состояние социального страхования.
Система социального страхования в Германии имеет длительную историю. Большой объем ее услуг признается за рубежом. Доля социальных услуг в валовом внутреннем продукте ФРГ составляет свыше 30%. В 1992 г. объем социальных услуг составлял более 900 млрд марок (см.табл.6).[1] Почти треть из них приходится на пенсионное страхование и страхование на случай болезни. Оказывая эти услуги, государство выполняет обязанности по Основному закону. Согласно статье 20 Конституции ФРГ. она является демократическим и социальным государством. Социальное государство не ставит цели всестороннего обеспечения и обслуживания человека, напротив, оно строится на основе самостоятельно приобретенных правомочий граждан. Принят широкий спектр социальных законов, которые охватывают обеспечение по болезни, в старости и в связи с несчастным случаем, пособия на детей, для оплаты жилья и по безработице.
Основы социального страхования были созданы в Германии в конце XIX в. О.Бисмарк подготовил основы прогрессивного социального законодательства, которое служило образцом для других индустриальных государств. Законами 1883, 1884 и 1889 гг. были созданы три отрасли, которые и по сей день характерны для немецкого социального страхования: страхование на случай болезни, от несчастных случаев, на случай инвалидности и старости. В 1911 г. эти виды страхования были объединены в Имперские правила страхования, в которые, кроме того, было включено обеспечение в случае утраты кормильца семьи в виде пенсий вдовам и сиротам.
Эти правила вошли в сводный Закон о социальном страховании, включавший все виды страхования: по случаю болезни, несчастного случая, инвалидности, старости, утраты кормильца. Закон поэтапно вводился с 1912 по 1914 г. В 1927 г. было введено страхование от безработицы.
После второй мировой войны в ФРГ возрождается традиционная система социального страхования. В 1952 г. вводится самоуправление и паритетное представительство работников и работодателей в учреждениях социального страхования. В системе социального страхования в середине 50-х гг. возрождаются структуры. существовавшие до 1933 г. В первые послевоенные годы приоритетно развивается пенсионное страхование и страхование по болезни инвалидов войны, сирот, лиц. преследовавшихся фашизмом, беженцев. С конца 50-х до середины 60-х гг. высокие темпы роста национального дохода обеспечивают в Германии рост средств и расширение функций социального страхования. В последующие 10 лет рост расходов на социальное страхование в ФРГ опережал рост валового национального продукта.
После крупной реформы пенсионного обеспечения в 1957 г. пенсии увязаны с общим развитием доходов: пенсии повышаются с ростом среднего заработка. Пенсионное обеспечение реформировано затем в 1972 и 1992 гг.; широкой сетью учреждений социального обеспечения с 1990 г. пользуются пенсионеры, инвалиды войны, семьи погибших на войне.
Система социального страхования в ФРГ характеризуется совокупностью мер, призванных обеспечить экономическое и социальное существование различных групп населения перед такими общими опасностями, как несчастный случай, болезнь, инвалидность и старость, безработица и смерть кормильца.