Отсталость
Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм, интенсивность деятельности людей как в природе, так и социальной среде, все возрастающая ее мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.
Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни, возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДА; чаще встречаются случаи патологии психики; увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшающих генофонд человечества; человека постоянно подкарауливает опасность связанная с использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и атомной промышленности; огромное количество людей становится жертвами несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудшилось из-за химизации качество продовольствия; во всем мире резко обостряются межнациональные отношения; неудержимо растет преступность.
Основатель международного исследовательского центра "Римского клуба" ,изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем,А.Пиччели так сформулировал сущность этой проблемы:"Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том,что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям,которые сам внес в этот мир".Поскольку проблема,возникшая на этой критической стадии его развития,находится внутри,а не вне человеческого существа,взятого как на индивидуальном,так и на коллективном уровне,то и ее решение,по мнению Печчеи,должно исходить прежде всего,и,главным образом,изнутри его самого.И если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему,то нам необходимо,прежде всего,подумать об изменении самого человека,о революции в самом человеке.(Печчеи А. "Человеческие качества"
М.1982,с.42)
А.Печчеи,конечно же,имеет в виду,прежде всего,изменение социальных установок личности и общества,переориентации человечества с идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самосовершенствование.Но он не ограничивался такими абстрактными пожеланиями.По его инициативе ,по заказу "Римского клуба" были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимодействии между обществом и средой его обитания."Мир-2" Д.Форрестер(1971 г.) "Мир-3" Д.Медоуз(1978 г.),"Стратегия выживания" (М.Месарович и Э.Пестель (1974 г.) В 1974 г. параллельно с М.Месаровичем и Э.Пестелем группа аргентинских ученых во главе с профессором Эрера разработала так называемую латиноамериканскую модель глобального развития,или модель "Барилоге".В 1976 г. под руководством Я.Тинберга(Голландия)был разработан новый проект "Римского клуба"-"Изменение международного порядка" и т.д.
В глобальных моделях берется "мир в целом".Проводя с помощью системной динамики расчеты для мира в целом Форрестер и Медоуз пришли к выводу,что противоречия между ограниченностью земных ресурсов ,в частности,ограниченностью пригодных для сельского хозяйства площадей и растущими темпами потребления увеличивающегося населения,могут привести к середине XXI в. к глобальному кризису: катастрофическому загрязнению среды обитания,резкому возрастанию смертности,истощению природных ресурсов и упадку производства.В качестве альтернативы такому развитию выдвигалась концепция "глобального равновесия",согласно которой необходимо немедленно прекратить увеличение численности населения земного шара,ограничить промышленное производство,уменьшить примерно во сто раз потребление ресурсов Земли.