Единство мира.
Теория культурно-исторических типов П.А.Сорокина принципиально отличается от теорий подобного типа О.Шпенглера и А.Тойнби тем,что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал определенные черты новой формирующейся цивилизации ,объединяющей все человечество.В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила широкое распространение и развитие.Ее укреплению в науке и в общественном сознании способствовало осознание глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.Что понимать под термином "глобализации социальных и культурных процессов"? Этимологически термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус" - то есть Земля,земной шар,и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность,не только то ,что они охватывают весь земной шар.Глобализация связана,прежде всего,с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле.Эта интернационализация означает,что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических,политических и иных связей,взаимодействий и отношений.Таким образом,в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества,которое представляет собой принципиально новую суперсистему,спаянную общей судьбой и общей ответственностью.Поэтому,несмотря на разительные социально-культурные,экономические,политические контрасты различных регионов,государств и народов,социологи считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации.
Такой глобалистический подход уже ярко обнаруживается в рассмотренных ранее концепциях "постиндустриального общества","технотронной эры" и др.Эти концепции акцентируют внимание на том факте,что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества,но и во всем образе жизни людей.Особенность же современного технологического переворота,связанного с информатизацией общества,состоит в том,что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия.Благодаря широкому развитию микроэлектроники,компьютеризации,развитию средств массовой коммуникации и информации ,углублению разделения труда и специализации,человечество объединяется в единую социокультурную целостность.Существование такой целостности диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности,в частности.В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение,приобретение нового знания,овладение им в процессе непрерывного образования,а также его технологическое и человеческое применение.
Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности,тем выше должна быть степень развития самого человека,его взаимодействия с окружающей средой.Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура,в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития.Отсюда и новые требования к личности:в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация,виртуозное овладение техникой,предельная компетенция в свой специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.
Однако глобализация социальных,культурных,экономических и политических процессов в современном мире,наряду с позитивными сторонами,породила ряд серьезных проблем,которые получили название "глобальных проблем современности" :экологических,демографических,политических и т.д.Совоокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему "выживания человечества".
Глобальные проблемы:
- проблема экологии
- сохранения мира
- освоения космоса и Мирового океана
- продовольственная проблема
- проблема народонаселения
- проблема преодоления отсталости
- проблема сырья
Особенности глобальных проблем:
1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.
2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.
Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.
Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.