Города и проблемы
Такое огромное количество отходов объясняется уровнем технологии:столичная промышленность вывозит своей продукции (в тоннах) втрое меньше, чем получает сырья и полуфабрикатов. Сами собой напрашиваются основные решения проблемы - вывод из Москвы опасных в экологическом отношении промышленных предприятий,по меньшей мере их реконструкция - внедрение современных малоотходных технологий.
Второй источник загрязнения - автотранспорт,"вклад" которого в атмосферу составляет до 90 % по окиси углерода и 70 % по окиси азота. Автомобиль также добавляет в почву и воздух тяжелые металлы и другие вредные вещества.
Еще одна группа источников ухудшения условий жизни - физические факторы. Так каждого из нас преследует шум,неумолимо проникая повсюду, мешая нашему сну, затрудняет отдых, снижает трудоспособность,способствуя возникновению и распространению заболеваний нервной системы, органов слуха. В условиях акустического дискомфорта в настоящее время проживает каждый москвич.Источники шума - промышленные предприятия и различные виды транспорта.
Но можно ли в большом городе снизить уровень шума? Можно. С одной стороны, надо строить жилые,да и общественные здания с противошумной изоляцией стен;при планировке внутренних помещений выводить комнаты для отдыха и занятий во дворы, а для тех окон, что смотрят на магистрали, предусматривать тройноеостекление,- это в 2,5 раза снижает уровень шума.С другой стороны,трассы автомобильного и рельсового транспорта нужно прокладывать в тоннелях, озеленять примагистральные территории,а внутриквартальные проезды делать тупиковыми,чтобы исключить постоянное движение транспорта.
Немало вреда приносит и вибрация.Наиболее значимые ее источники в городе - линии метрополитена мелкого заложения,трамвайные и железнодорожные пути.Максимальное влияние данных источников регистрируется преимущественно в нижних этажах и полуподвальных помещениях.Вибрация оказывает неблагоприятное влияние на самочувствие людей, состояние нервной системы,сердце и кровеносные сосуды.
Много в Москве источников инфразвука - компрессорные станции, дизель-генераторные установки,воздухозаборные шахты метро, виброплощадки, где уровни инфразвука достигают более 100 децибел, и автотранспорт. Особенность инфразвука в том, что его колебания усиливаются за счет резонанса в тоннелях и помещениях малых объемов и неблагоприятно воздействует на человека:изменяется частота сердечных сокращений, ритм дыхания, нарушается деятельность нервной системы.
Мегаполис невозможно себе представить без развития радио и телевидения, радиолокации, расширения сети высоковольтных линий электропередач. Но все это привело к увеличению уровня электромагнитных излучений по сравнению с природным, естественным фоном.
Свою долю вносят учреждения, работающие с радиоактивными веществами, реакторами, электрофизическими установками, создающими ионизирущее излучение. В городе масса рентгеновских аппаратов, три атомных реактора, все шире применяется радиоизотопы.Общий фон в городе пока относительно постояннен - от 6 до 25 микрорентген в час, его уровень несколько выше у объектов атомной проышленности и в местах существовавших до 60-х годов в черте города небольших захоронений радиоактивных отходов.
Обобщая сказанное, нельзя не прийти к заключению,что низкий уровень здоровья населения Москвы, увяданиеее природных факторов есть прямое следствие хаотичной, непродуманной застройки мегаполиса и недостаточного учета экологических факторов. Противостоять этому предназначена разрабатываемая в настоящее время программа "Экология Москвы". Она включит в себя широкомасштабные оздоровительные мероприятия,а также,ряд архитектурно-планировочных решений по борьбе с загрязнением,которые вкратце можно свести к следующему:развитие и реконструкция улично-дорожной сети, бестранспортные пешеходные зоны в центральной части города, организация системы скоростных дорог и магистралей непрерывного движения,озеленение улиц,площадей и скверов,газификация автотранспорта и поиск относительно безвредных видов топлива, дальнейшее развитие троллейбусного парка и общественного транспорта, ужесточение контроля за выхлопными газами и др.
В центр внимания этой работы должен быть поставлен человек, удовлетворение его потребностей и сохранения здоровья, как это делается во многих столицах развитых стран.
Программа "Экология Москвы" должна быть вневедомственной. Именно ведомственный подход и ведомственная разобщенность - причины дефектов градостроительства и экологической напряженности. Ведомства,ведущии строительство и реконструкцию на территории города, имеют мощные строительные базы, но не заботятся в должной мере об оздоровлении окружающей среды.Городские же строители не в состоянии обеспечить выполнение природоохранных мероприятий.