Деятельностный подход
В рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся 'в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.
Итак, изучение личности опосредуется изучением ее деятельности и, по сути, сводится к следующему.
· Определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т. д.).
· Выяснение принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная.
· Изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности.
· Исследование уровня осуществления каждого из видов деятельности.
Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Очевидно, что создание социологической объяснительной модели личности - дело будущего.
Сегодня в социологии понятие «личность» употребляется, как правило, в двух значениях: а) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; б) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.