Особенности динамики ценностных ориентаций в период реформирования общества
Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. «За предельно короткий исторический период, с 1985 г., в общественном сознании феномен «советского человека» трансформировался в многоликий портрет «россиянина». . Особенностью этого процесса является ценностный конфликт молодого и взрослого поколения»[96]. В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировозренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует[97]. В то же время при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов — преемственности и изменчивости[98]. Изменение социальных условий, смена общественых ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. «Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности:
— сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей информации для наступающей извне ценностной информации;
— расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностной вакуум, состояние отчуждения;
— развитие — такое изменение в ценностно — ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере»[99].
С 80-х годов происходит снижение ценностей общественно значимых (приносить пользу обществу, исполнять свой долг перед государством, быть нужным людям и т.д.). Это все объясняется процессом прощания с «социалистическим» детством, сопровождаемого послушностью излишне «заботливому» Западу. Таким образом все российское общество уподобилось студенчеству в его двоякой отчужденности от прошлого «детства» и будущего «отцовства.
В результате трансформации общества произошла массовая утрата идентификации в масштабах всего общества. Данное обстоятельство объясняет тот факт, что конфликт в обществе не является явным. Несомненен тот факт, что социальный опыт прошлых поколений не должен отбрасываться полностью. Необходимо использовать все положительное, что было достигнуто в прошлом, ведь самое главное в процессе преемственности должно быть передано в качестве и духовного ядра. Для решения данной проблемы крайне важны «совместные усилия социально — гуманитарных наук, государства и общества в вопросах формирования нового социального механизма преемственности поколений, в том числе воспитания, образования, возрождения культурно — исторической памяти»[100].