Определение производства. Границы производства. Рыночное и нерыночное производство
Производство
может быть охарактеризовано как деятельность, в которой предприятие осуществляет затраты для того, чтобы произвести продукцию (выпуск). Производимая продукция передается другим единицам индивидуально и коллективно, не может быть и речи о разделении труда, специализации производства и доходов от торговли. Экономический анализ производства в основном касается тех видов деятельности, выпуски которых могут быть переданы другим институциональным единицам. Существует два основных вида выпуска- товары и услуга.
Товары
- это физические предметы, на которые могут быть распространены права собственности. Одновременно товары должны быть предметами, которыми желали бы владеть какие-либо единицы, то есть на которые есть спрос.
Экономически важной характеристикой товара является отделение производства от последующего обмена правом собственности на него. Один и тот же товар может быть куплен и продан любое количество раз после того, как он был произведен, но это является деятельностью, отдельной от производства.
Услуги - это разнообразные выпуски, производимые на заказ и обычно выражающиеся в изменении состояния потребляющих единиц в результате деятельности производителей по требованию потребителей.
В большинстве случаев услуги не существуют как отдельные экономические объекты, на которые могут быть распространены права собственности, и они не могут быть
проданы отдельно от их производства.
Изменения, которые производитель услуг берется произвести для потребителя, могут принимать совершенно различные формы, в частности:
- изменения в состоянии предметов потребления: производитель работает непосредственно с предметами, принадлежащими потребителю, перевозя их, подвергая их ремонту, очистке или меняя их каким-либо другим способом;
- изменения в физическом состоянии потребителя: производитель перевозит потребителя, обеспечивает его размещение, медицинское лечение, улучшает его внешность и т. д.;
-изменения в умственном состоянии потребителя путем предоставления образования, информации, развлечения и т. п.;
-изменение в общем экономическом состоянии потребителя путем предоставления страхования, защиты, финансового посредничества, гарантий и т. д. Вместе с тем существует группа отраслей, обычно классифицируемых как отрасли, предоставляющие услуги, которые производят продукцию, имеющую многие черты, свойственные товарам.
Эти отрасли имеют дело с предоставлением, хранением и распространением информации, связью, консультациями, развлечениями, что ведет к созданию общей и специализированной информации, выпусков новостей, компьютерных программ, кинофильмов, музыки и т. д. Продукция таких отраслей часто хранится на физических носителях, таких как бумага, пленки, диски и др. и в таком виде она может продаваться как обычные товары, на которые могут распространяться права собственности.