Природа человека
Маркс, как видно, ограничивал необходимость сферой материального производства, естественными потребностями сохранения и воспроизводствачеловеческой жизни. Маслоу же ее значительно расширяет, включая туда, наряду с материально-производственными, также некоторые социальные, политические идуховные формирования (свойства, отношения, процессы). С таким расширением в принципе можно согласиться. На пути к свободе человек действительно должен преодолетьсвою жесткую (без особого выбора) зависимость не только от материально-производственных, но и от некоторых других "естественных"элементов общественной жизни. Минимум необходимого как основа человеческой свободы - образование весьма сложное, к тому же постоянно расширяющееся: многоеиз того, что еще вчера было целью, сегодня становится средством; восхождение на вершину под названием "свобода", продолжается.
Концепция базовых потребностей человека, по Маслоу, не накладывает никаких, кроме, пожалуй, моральных. ограничений на многообразие путей, форм и методов ихудовлетворения, что хорошо согласуется с отсутствием всяких принципиально непреодолимых барьеров на пути исторического развития человеческого общества, смногообразием культур и цивилизаций. Эта концепция, наконец, органически увязывает индивидуальные и родовые начала человека. Потребности недостатка илинеобходимости, согласно Маслоу, являются родовыми (т. е.утверждаемыми самим фактом принадлежности к человеческому роду) качествами человека, потребности жероста - его индивидуальными, свободно-волевыми качествами.
Вместе с тем концепция человеческой природы по Маслоу выглядит слишком оптимистичной: состоит она, как оказывается, из одних положительныхпотребностей-качеств. Как объяснить с ее помощью зло, преступления и заблуждения в истории человеческого сообщества, в современной общественнойжизни? Как быть, например, с жестокостью, агрессивностью, с другими формами так называемого девиантного поведения человека - коренятся они в его природе илинет? Интересно одно суждение Ф. Энгельса на этот счет: " . Уже самый факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человекникогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о том, имеются ли эти свойства в большейили меньшей степени, речь может идти только о различной степени животности или человечности". С другой стороны, в "Людвиге Фейербахе и концеклассической немецкой философии" он же, Энгельс, уничтожающе пишет о филистере, который нудно "тянет свою любимую песню: что же такое человек?Он - полузверь и полуангел".
Маслоу не отрицает: да, зло играло и продолжает играть существенную роль в жизни человека, в историческом развитии общества. Но он отказывается приниматьзло в качестве природно-базовой характеристики человека. Считая природу человека в целом конструктивно доброй, американский психолог склоненрассматривать садизм, жестокость, злобу и т. п. не как нечто внутренне присущее человеку, а скорее как защитную реакцию на подавление его подлинныхпотребностей, эмоций, способностей. Дурные поступки в сущности своей реактивны