Выводы
1. Наше время - время формирования новой системы образования, превращения ее в крупнейшую отрасль, которая, с одной стороны, формирует и развивает главную производительную силу - самого человека, а с другой - является источником формирования мировоззрения, показателем степени культурности общества. Поскольку научно-технический прогресс отторгает человека от естественного русла его развития, то гуманизация и гуманитаризация образования становятся первоочередной задачей.
2. Гуманитаризация - это не просто увеличение числа дисциплин социально-гуманитарного профиля, а изменение внутренних ориентиров науки. Методология современного научного познания должна полностью изжить физикалистскую парадигму при все большем включении в нее человека, гуманистических ценностей. Общество в целом не в состоянии успешно развиваться не решив вопроса о гуманистическом идеале и ценностных устремлениях человека.
3. Драмматизм нашего нынешнего положения заключается в том, что рыночные отношения энергично вымывают социокультурную составляющую системы образования, социально-гуманитарную культуру вообще. Такое общество не может быть жизнеспособным. Развитая гуманитарная культура - условия выживания и совершенствования современной цивилизации.
4. В современных условиях - в условиях, когда Россия и россияне потеряли свое достоинство, когда на первое место в ориентации людей вышли ценности истребления и социального расселения по принципу элитарности, когда имеются признаки, свидетельствующие о стремлении личности к уходу от социума, трудности для каждого найти себя, гуманитаризация образования является одним из важнейших средств объединения людей, их самосовершенствования на основе богатства национального культурного наследия.
5. Проблема достоинства частного труда и справедливости в воспитании подрастающего поколения, сохранению национальной культуры должно уделяться повышенное внимание во взаимодействии учителя и ученика.