Логика
Традиционно логику к человекознанию не относят (она вообще как и математика, занимает среди наук особое "аппаратное" положение), но на уроках человекознания её необходимо уделить некоторое внимание. Тем более, к сожалению, это забытая наука в средней школе, да и в большинстве вузов. Неслучайно ученики и даже многие студенты не подозревают о существовании каких бы то ни было законов или правил мышления.
Логика формальная - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли - определения, правила (принципы) образования понятий, суждений, умозаключений, правила перехода от одних суждений или умозаключений к другим , как следствиям из первых (правила рассуждений), законы мысли, оправдывающие такие правила , правила связи законов мысли и умозаключений в системы способы формализации таких систем и т.п.
Отцом логики признан Аристотель, вклад которого в эту науку не утратил своего значения и поныне, хотя Аристотелевская логика очень мало похожа на современную. "Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении её истории, но основная цель всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие51.
С аристотелевских времен известны основные логические законы: тождества, не противоречия, исключения третьего и достаточного основания.
"Иные относятся к логике как к важнейшей науке, иные - с недоверием - рассказывал слушательницам женских курсов на своих лекциях по логике Г.Г. Шпет, - я держусь такого взгляда . что тот, кто не знаком с логикой - необразованный человек"52. Высказывания такого рода не единичны, так как логика непосредственно связана с определением истины и вообще с познанием. Логика - враг необоснованных суждений, суеверий и предрассудков, - писал советский логик Н.И. Кондаков.