История
История (от греческого historia - рассказ о прошедшем, об узнанном), рассматривается как 1) процесс развития природы и общества, 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающий процесс человечества во всей его конкретности и многообразии. Можно её назвать "наукой о человеке во времени", а "историк подобен сказочному людоеду: где пахнет человечиной, там, он знает, что его ждет добыча.
История, устанавливая закономерности исторического развития исследует факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и др. вспомогательные исторические дисциплины. Превращение исторических знаний в историческую науку длительный процесс. Важный этап развития истории - исторические представления античного мира (их высшее представление - сочинения Геродота и Фукисида). Исторические взгляды периода феодализма были тесно связаны с религиозным мировоззрением, которое преодолено в 18-19 в.в. буржуазными историками.
История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов. Всеобщая история, особенно представленная в духе исторической антропологии, имеет неоценимое значение для самопознания человека. Нельзя и желать лучшей ситуации, где бы сходились и взаимообогащались знание общества и знание человека. "Развитие человечества в общих чертах, составляющее предмет истории, показывает нам также, какие представления и чувства господствовали в различные времена у целых народов или у отдельных выдающихся личностей. Рассматривая результаты этих исследований при свете самонаблюдения, мы находим между прошлым и настоящим и сходные черты, и различия, и благодаря этому получаем возможность познавать человеческое сознание в его постоянных свойствах, остающихся всегда неизменными, равно как и наблюдать как оно развивалось в ходе исторической жизни"48. Прошлое и настоящее народов - единый процесс. Поэтому, важное место в жизни людей занимает изучение истории своих стран. Осмысление исторического процесса, его закономерностей и случайностей, ожидаемых и неожиданных, поворотов в жизни конкретной страны - одно из необходимых условий воспитания чувства патриотизма её граждан. Это чувство может породить боль за страну, но никогда не позволит её унизить, представить её народы как обреченные на отсталость. Могут быть различные мнения различных людей в оценке прошлого и настоящего в истории нашего Отечества. Но при всех возможных оценках есть идеи, которые могут объединить большинство людей страны. Одна из них заключается в необходимости стабильного сильного государства. А это во многом зависит от характера власти и верного осмысления своей истории. Поэтому вызывает недоумение деятельность некоторых литераторов, историков, журналистов, умышленно искажающих исторические факты, события, унижающих достоинство людей, способствующих углублению психологической усталости и дискомфорта, вызванных перестройкой. Так, восторженными поклонниками измышлений Резуна-Суворова о том, что якобы СССР собирался напасть на Германию 6 июня 1941 года оказались академик и ректор Исторического архивного института Ю. Афанасьев, доктор филологических наук Б. Соколов и др.