Антропология
Антропология как наука выделяется своим почтенным возрастом. Этот термин употреблял сам Аристотель.
Антропология (от “антропо” и “логия”) - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека41.
В России, по мнению Б.Г. Ананьева в философской, научной, педагогической мысли, термин "антропология" пользовался особым уважением. В немалой степени этому способствовало антропологическое учение Н.Г. Чернышевского (философский антропологизм или антропологический принцип в философии), для которого характерно "понимание человека как целого, стремление вскрыть единство общественного и естественного в структуре человека"42. А сам Н.Г. Чернышевский пытался решить главным образом вопрос своего учения: " .не могут ли быть отношения между людьми так, чтобы способствовать потребностям человеческой натуры"43.
Первоначально антропология трактовалась как система наук о человеке, хотя в дальнейшем произошло ограничение её предмета специальным развитием антропологии как отдельной науки, изучающей изменение природы человека под влиянием общественно-исторических условий. Но стремление к целостному научному познанию человека в единстве его физического, умственного и нравственного развития, его природы и общественных свойств красной нитью проходит через прогрессивные направления русской научной мысли второй половины Х1Х века.
В сокровищницу мировой педагогики вошел классический труд русского педагога-демократа, основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского (1824-70/71 г.) "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии".
В нем он утверждал, что "к обширному кругу антропологических наук принадлежат: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, изучающая землю как жилище человека, и человека, как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в тесном смысле этого слова. Во всех этих науках излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. Человека"44. Этот перечень завораживает людей с энциклопедическим кругозором, но таких немного, а у подавляющего большинства специалистов вызывает негативные эмоции. Но если бы педагогическая идея Ушинского была внедрена в педагогическое образование, то первых было бы значительно больше. К сожалению этого не произошло. Последующее развитие науки отошло от антропологизма.
Но в Англии, США и ряде других стран процесс дифференциации наук не привел к сужению объема антропологии и она продолжает пониматься как совокупность наук о человеке. О положении антропологии в системе наук интересны соображения французского этнографа и социолога Клода Леви-Строса, которому принадлежат слова о том, что-либо 21 век будет веком гуманитарных наук, либо его не будет.
Леви-Строс так описывает отношение антропологии с другими науками: "Антропология не может ни в коем случае соглашаться на отделение её как от точных и естественных наук (с которыми её связывает физическая антропология), так и от гуманитарных (с которыми её теснейшим образом связывают география, археология и лингвистика). Если бы ей пришлось обязательно выразить приверженность к той или иной науке, то она назвала бы себя социальной наукой < .>, она, если можно так выразиться, опирается на естественные науки, прислоняется к гуманитарным наукам и обращает свой взор к социальным < .>, она действительно относится ко всем трем аспектам одновременно"45.
Согласно Леви-Стросу, своеобразие антропологического исследования нацелено на познание "человека вообще", "человека в целом" и "общие свойства социальной жизни".