Принципиальные характеристики содержания гумманитарной подготовки
"Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался".
Л.С. Выготский
Исходя из понимания гуманитаризации образования курс "Человекознание" должен отвечать следующим основным требованиям:
- адресоваться подросткам 14-15 лет и преподаваться 2 года (в 8-м и 9-м классах);
- быть гуманным по содержанию и методам обучения;
- охватывать все культурные пласты и разрезы гуманитарного знания не замыкаясь в границах науки;
- правдиво отражать существующие общественные нравы
- не допуская ни приукрашивания, ни очернения;
- стимулировать логический анализ и сравнение различных точек зрения по одним и тем же вопросам, широко используя диалоговые методы работы на уроке;
- формировать привычку мыслить в широком междисциплинарном и межкультурном поле знаний;
- быть интересным, увлекательным и дружественным по отношению к учащимся;
- основываться на общечеловеческих ценностях - уважении прав и свобод личности, бережном отношении к природе и памятникам культуры, сострадании и милосердии к инвалидам, здравом образе жизни и т.д.;
- побуждать учащихся к физическому, интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию, постоянному саморазвитию своего творческого потенциала; предоставлять учащимся методические средства для самопознания и самовоспитания, для гармонизации отношений с людьми, живой и неживой природой; для предотвращения несчастных случаев, для самозащиты и выживания в экстремальных условиях;
- формировать неприятие социального неравенства людей, установленного по расовому, национальному, религиозному и тому подобным признакам;
- способствовать свободному и рациональному самоопределению в политической, профессиональной и других сферах;
- эти требования должны отражать и содержание курса "Человекознание". Причем, при составлении его проекта следует отделить принципиальные черты от частных и производных.
К принципиальным характеристикам содержания гуманитарного образования относятся: антропоцентрированность, интергративность, прагматичность.
Эти характеристики почти два века назад были отражены И. Кантом в "Антропологии с прагматической точки зрения".
Во-первых, Кант определял антропологию (человекознание) как "учение, касающееся человека и изложенное в систематическом виде"3.
Во-вторых, в качестве источников сведений для антропологии Кант указывал:
1) самонаблюдение;
2) собственные наблюдения за другими людьми;
3) сообщения путешественников о других народах;
4) всеобщая история и биография;
5) художественная литература
В-третьих, антропология Канта прагматична, так как она говорит, что человек "как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам"4.