• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Пенсионная система.

Основы ее в России были заложены законом от 20.11.90г. «О гос.пенсиях в РФ».

Закон этот положил начало пенсионной реформе в России. В момент его принятия закон этот был чрезвычайно радикален:

a) закон закрепил единую пенсионную систему в России (в связи с его принятием были отменены привилегированные советские пенсионные системы, а также ущербная пенсионная система (для колхозников). Закон впервые ввел соц.пенсии, т.е. пенсии, назначаемые абсолютно каждому нетрудоспособному независимо от его трудового вклада).

b) закон закрепил положение о том, что минимальная пенсия не может быть ниже прожиточного минимума, однако законодатель позже отказывается от этого принципа и закрепляет, что минимальная пенсия не может быть ниже з/платы)

c) закон ввел равную правовую оценку многих видов общественно полезной деятельности, приравнял их к трудовому стажу (в стаж стало включатся учеба, уход за инвалидом I группы, уход за ребенком-инвалидом до 18 лет, уход неработающей матери за ребенком до 3-х лет и т.д.)

d) закон закрепил принцип – размер пенсии должен определятся на основе тех доходов, которые формировали уровень жизни человека до перехода его на пенсию (в заработок для пенсии теперь включается не только основная з/плата, но и дополнительная; з/плата по совместительству по всем местам работы; вознаграждение гражданину по гражданско-правовым договорам)

e) сохранил прежний пенсионный возраст: для женщин – 55 лет, для мужчин – 65 лет

f) расширил льготные основания для пенсионного обеспечения. Когда пенсия по старости, лицам занятым с неблагоприятными условиями труда назначаются в более низком пенсионном возрасте.

В последствии, начиная с осени 93г. (после роспуска парламента) пенсионная система была девальвирована. Единая пенсионная система, закрепленная в законом 90г. просуществовала недолго.

12.02.93г. принимается закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходившие военную службу, службу в ОВД и их семей»

, который закрепил привилегированную пенсионную систему. Отличительные признаки этой привилегированной системы следующие:

1. закон 93г. не предусматривает максимального размера пенсий в твердой сумме, как в законе 90г. По закону 93г. назначаемая пенсия может составлять 85% сумм денежного довольствия военнослужащего в ОВД.

2. закон 93г. закрепил механизм автоматической индексации пенсий: все пенсии по этому закону автоматически повышается без принятия каких-либо дополнительных решений одновременно с повышением окладов по соответствующим должностям.

3. привилегированная пенсионная система в законе 93г. вскоре начинает охватывать и другие категории служащих, она распространяется указами Президента на прокурорско-следственных работников, работников таможенной службы, работников ФСБ, работников ФАПСИ, а указом Президента от 16 августа 95г. аналогичная система пенсионного обеспечения вводится для государственных служащих.

Еще ранее закон «О статусе судей»

аналогичная пенсионная система была и для судей – для них введено пожизненное денежное содержание не облагающее налогом, в случае когда уходят в отставку. Размер его также может достигать 85% их среднего заработка и также автоматически индексируется одновременно с повышением з/платы.

Таким образом, на современном этапе пенсионная система России состоит из 2-х подсистем:

a) общая пенсионная система полностью девальвирована даже на максимальном уровне пенсионного обеспечения прожиточного уровня

b) привилегированная система, которая охватывает все структуры власти (армия, милиция и т.д.) и гарантирующий высокий уровень пенсионного обеспечения, которые в 5-10 раз могут быть выше уровня пенсионного обеспечения по общей пенсионной системе.

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.