Право граждан на СО в международных актах.
Впервые требования о признании за каждым человеком права на СО была на лозунгах первой французской революции. Однако закрепление его в международных актах проходит длительный исторический период.
Право на СО нашло закрепление во «Всеобщей декларации прав человека и гражданина
» (1948г.). Декларация 48г.:
- признает, что всеми основными социально-экономическими правами человек обладает от рождения и права эти не отчуждаемы.
- в отдельной статье закрепляет, что каждый как член общества имеет право на СО.
- закрепляет, что реализация данного права должна гарантировать его семье достойные условия жизни, т.е. гарантировать возможность удовлетворить основные потребности в одежде, пищи, жилище, в услугах, гарантирующих здоровье человека.
- раскрывает содержание права СО (в соответствии с Декларацией каждый реализует данное право при наступлении соответствующих соц.рисков: в случае старости; в случае временной нетрудоспособности; в случае вдовства (утрата кормильца); в случае безработицы; во всех иных случаях, когда по независящим от человека обстоятельствам он не имеет источник средств существования)
- Декларация 48г. в качестве самостоятельных оснований СО предусмотрены материнство и детство.
Декларация является актом о намерениях и юридических обязательств для гос-ва не влечет.
Поэтому важное значение имеет «Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах человека»
(1967г.). Пакт закрепляет право на СО как и Декларация 48г., но дополняет его правом на государственное соц.страхование, также закрепляет гарантии этого права, в частности гарантии достойных условий жизни.
К числу актов, где закреплены права СО относятся многочисленные конвенции МОТ:
1. Конвенция № 102 (1954г.) «О минимальных нормах СО» (устанавливает определенный стандарт СО и указывает, что он обязателен для всех стран, независимо от уровня экономического развития: закрепляет одну из целей СО – предупреждение обнищания населения. В последствии основные положения Конвенции № 102 были положены в основу «Европейского кодекса СО»; в связи с вступлением России в совет Европы Россия должна будет ратифицировать этот акт);
2. Конвенция № 127 (1967г.) «О пособиях в случае старости, инвалидности, утраты кормильца» (денежные выплаты в Конвенции называют пособиями; Конвенция закрепляет положение, которое заключается в том, что право на пособие имеют не только те кто трудится, но и все другие граждане, ставшие нетрудоспособными);
3. Конвенция о правах ребенка (ратифицирована Россией; закрепляет социально-экономический статус ребенка, гарантируя защиту со стороны государства. Важное значение имеет в конвенции понятие ребенка – любой человек, не достигший 18 лет. В связи с ратификацией этой Конвенции Россия приводит свое национальное законодательство в соответствии с Конвенцией, т.е. во всех нормативных актах, предусматривающие права ребенка-инвалида до 16 лет внесены изменения – и теперь до 18 лет. Одним из первых законов, где была учтена данная Конвенция был закон от 20.11.90г. «О государственных пенсиях в РФ
» – где впервые было предусмотрено, что право на пенсию в случае потери кормильца имели все дети до 18 лет, а если они получают профессиональное образование по дневной форме, то до 23 лет).
4. СССР ратифицировал Конвенцию о правах инвалида (в силу этой конвенции гос-во обязано создать для всех инвалидов равные возможности для привлечения к трудовой деятельности).
5. в 1999 году Россия ратифицировала Конвенцию о равных возможностях граждан для привлечения их к труду (в связи с ратификацией этой Конвенции изменения были внесены не только в трудовое законодательства, но и в законодательство о СО).