Потребности, поведение, взаимодействие как основа функционирования общества
Исходным пунктом в понимании поведения является потребность. Потребность есть сила, которая заставляет человека предпринимать те или иные действия. Индивидуальная потребность есть специфическое состояние организма. Организм как целое состоит из органов между которыми существует определенное равновесие. Организм также находится в равновесии по отношению к внешней среде. И внешнее и внутренне равновесие для каждого организма специфично. Равновесие есть необходимое условие существования организма. Однако оно не есть нечто неизменное, но постоянно нарушается в силу тех или иных причин[5]. В процессе жизнедеятельности организм должен его постоянно восстанавливать, ради своего выживания. А восстановление предполагает нужду в тех или иных ресурсах. Иначе говоря, "состояние нарушенного соответствия или равновесия между отдельными частями организма (или их функциями) или между организмом и внешней средой и вытекающее отсюда состояние искания путей к восстановлению этого равновесия мы и обозначим общим понятием потребности"[6].
Состояние потребности присуще всем организмам, не исключая растительные. В широком смысле мы можем говорить о потребности во влаге, тепле, свете. С одной стороны у человека потребности могут не вызывать психическое состояние неудовлетворенности, т. е. включать работу сознания, например, потребность организма в витаминах. С другой человек как достигший наибольшего развития по сравнению с растениями и животными обладает нервно-психической системой, в которой отражается весь окружающий мир и также происходит постоянное нарушение равновесия между его функциями. "На какой бы почве ни возникали отдельные потребности, большинство из них, и, во всяком случае, все важнейшие из них в силу внутреннего единства организма, находя отражение в его психике, сопровождаются нарушением ее равновесия и являются поэтому осознанными потребностями."[7]
Если индивид предпримет какие-то шаги, то его осознанные потребности могут удовлетвориться непосредственно в данный момент. Но по большей части человек заботится об удовлетворении своих потребностей в ближайшем и отдаленном будущем. Во всяком случае удовлетворение потребностей предполагает со стороны организма деятельность, какие-то акты поведения, т. е. и служит как раз искомым источником активности человека.
Человеческое поведение как уже было сказано есть основа функционирования общества. Нас интересует такое поведение в той мере, в какой оно относится прежде всего к жизни общества, т. е. социальное поведение. Аналогично определению общественных явлений Кондратьев определяет, что акты поведения " .будут социальными каждый раз в той мере, в какой обязаны общественным условиям своим возникновением и своей формой или в какой (мере) оказывают воздействие на эти условия. Социальная или несоциальная природа актов поведения определяется тем, находятся ли эти акты поведения в связи и взаимодействии с потоками актов поведения других людей данного общества."[8]
Акты поведения по своей природе бывают различными. Как уже отмечалось потребности могут осознаваться или нет, в зависимости от этого акты поведения делятся на сознательные и бессознательные. К последним относятся простейшие, иногда рефлекторные акты, такие как ходьба, дыхание и т. д. Сознательные акты есть акты, осуществляемые с контролем сознания. Однако они при определенных условиях акты поведения могут превращаться из сознательных в бессознательные, например, в силу привычки, и наоборот. Сознательные акты по характеру контроля сознания также далеко не однородны. В основе различий лежит характер мотивации. Акты поведения могут совершаться вследствие ясно осознаваемой поставленной цели по схеме "для того, чтобы". Цели могут быть чисто утилитарного характера (получение наибольшей хозяйственной прибыли), гедонистического (получение удовольствия) или объективными (получение того или иного научного, художественного или технического эффекта). Удовлетворение потребности несет телеологический характер. Но потребность, как это и бывает чаще всего, может и не осознаваться со всей определенностью, чтобы перерасти в цель. Тогда акт поведения совершается по схеме "потому, что". Такую схему мотивации автор называет консекутивной. Она в свою очередь разбивается на подвиды: предметную мотивацию (действия в силу социального заражения или подражания), принципиальную мотивацию (в силу долга, чести, правосознания - тех или иных принципов) и основной вид мотивации ("по соображениям наличных повелительных и непреодолимых обстоятельств и побуждений"[9], из-за ревности лени, страха, т. е. наиболее мощных чувственных переживаниях).