• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Общество и человек

Непосредственной задачей науки по Н. Д. Кондратьеву является задача познания мира. Объективная действительность бесконечно разнообразна. И в процессе ее научного познания ученому необходимо поделить, классифицировать, разложить на более или менее однородные (с его, ученого, точки зрения) составляющие, поскольку только таким образом можно обнаружить научно значимые связи и отношения между объектами и явлениями действительности и выявить законы их соотношения. Таким образом, "процесс научного познания в первую очередь и состоит в дифференцировании объективной действительности, в сравнении явлений между собой, в установлении их тождественных и различных свойств, в классификации явлений и образовании научных понятий".[3]

Н. Д. Кондратьев стоит на последовательно материалистической позиции и в основе своей классификации ставит качественное своеобразие тех или иных совокупностей, в сумме слагающих все мироздание. Существует пять классов явлений, соответствующих совокупностям определенных элементов. Один класс может быть "составлен" из элементов предыдущего, однако качественное отличие последнего, наличие новых свойств системе элементов не позволяет говорить об идентичных совокупностях. Классификация элементов, их совокупностей и соответствующих явлений представлена в табл. 1.

Таблица 1

Порядок элементов

Наименование элементов

Наименование совокупности этих элементов

Порядок совокупности

Сфера явлений

1-й

Мир электронов

1

Микрокосмические

2-й

Электрон

Мир атомно-молекулярный

2

физ.-химич. явления

3-й

Атомы и молекулы

Внешний мир природы

3

Макрокосмические

физ.-хим. явления

3-й (а)

Специфические атомы и молекулы

Простейшее живое существо

4

Органические

4-й

Клетки

Живой организм

4 (а)

явления

4-й (а)

Специфические клетки в организме

Мир нервно-психических явлений

5

Психические

явления

5-й

Органические существа

Общество в широком смысле

6

Мир

5-й (а)

Растения

Растительные сообщества

6 (а)

общественных

5-й (b)

Животные

Животные сообщества

6 (b)

явлений

5-й (b')

Человек

Общество в узком смысле

6 (b')

Мир общественно-человеческих явлений[4]

Н. Д. Кондратьев предполагает, что и электрон является совокупностью более мелких частиц, которые еще не были известны науке в его время, что, как известно, оказалось верным. Т. е. строение материи по его мнению может делиться до бесконечности. В то же время человек как бы замыкает сверху материальный ряд, является венцом природы. (Здесь автор явно придерживается системного подхода, когда сумма элементов системы дает новые качества, отличные от качеств элемента вне этой системы.)

Перейти на страницу: 1 2

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.