Роль типизации в структурировании жизненного мира по А.Щюцу.
Общий подход, принятый в феномен, явл скорее отраслью философии и знания, чем соц перспективой. А.Щюц первым попытался объяснить, как можно применить феноменологию для рассмотрения соц мира. Основ вклад работы Щюца «Феноменология социального мира» состоит в том, что , по его мнению, способ, которым люди классифицируют и придают значение внешнему миру, не является чисто индивид процессом. Люди создают «типизации» - понятия, приложимые к классам вещей, вытекающие из опыта. «Банковский менеджмент», «футбольный матч», «уборка», «дерево» - все это примеры типизаций.
Эти типизации не являются универс для каждого человека, они разделяются членами общества. Их передают детям во время обучения языку, чтения книг или разговоров с др людьми. Используя типизации, люди способны обращаться с другими на основе допущения, что они видят мир таким же образом. Постепенно член общества набирает некий пакет, который Щюц называет обыденным знанием. Этот пакет он разделяет с др членами общества, что позволяет им жить и общаться др с др.
Щюц полагал, что знание является основополагающим для достижения практических задач в повседневно жизни. Он описывал способ, в котором простой акт, такой как отправление письма, остается на уровне обыденного знания и существования разделенных типификаций. Лицо, отправляющее письмо полагает, что другое лицо (почтальон, которого он, м.б., никогда и не видел ) сможет распознать кусок бумаги с надписями на нем в качестве письма и совместно с другими почтовыми работниками доставить его по адресу на конверте.
Люди также полагают, что получатель письма(опять же, может быть, тот кто раньше не встречался) может иметь аналогичное собственное обыденное знание и потому будет в состоянии понять послание и отреагировать должным образом.
Хотя Щюц подчеркивал, что это разделимое, он не считал его фиксированным и неизменным. На самом деле обыденное знание постоянно модифицируется в процессе человеческого взаимодействия, Щюц полагал, что каждый индивид имеет уникальную биографию и что он интерпретирует и ощущает мир немножко иным образом, чем другие, однако существование пакета обыденного знания позволяет людям понять, по крайней мере, частично, действия друг друга. Делая это, они убеждают сами себя, что таковы закономерные и правильные черты мира и социальной жизни. С этой точки зрения люди создают между собой иллюзию. Что существует стабильность, порядок в обществе, в то время как на самом деле все это – куча индивидуальных опытов, не имеющая четкой формы.