Характеристика взглядов социологов чикагской школы.
Чик шко была пер институци академ шк в США. Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году.
С деяте Чик шк связ появл первого в США спец соц жур в 1898 году .
Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл.
Гл тематика Чик соц школы сегодня - урбанистическая социология, проблемы социальной окружающей среды.
Смолл
(.1854-1926) - был первым в США профессором социологии.
Выделяет три поколения
в развитии Чик соц школы. Первое поколение
охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смолл, будучи деканом департамента и главным редактором «Американского журнала социологии». С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других департаментов Чикагского университета Герберт Мид.
Первое поколение Чикагской школы - Смолл, Томас,
утвердили либерализм в качестве основной доктрины соц школы.
В мировую соци классику вошла пятитомная работа этого периода Чик школы «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918 - 1920), опублик Томасом
, Знанецким
. Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе строгого кач и колич анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остающихся в Польше).
Второе поколение
Чик школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мир войной и серед 30-х XX века. Лидерами этой генерации были Парк
и Берджесс
, а основной проблематикой - различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение в науку социологии»
Среди важных социологических понятий, впервые введенных Парком, следует особо отметить понятие социальной дистанции, как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп, а также концепцию маргинальной личности, характеризующую индивида, находящегося в социальной структуре на стыке социальных групп либо же на их периферии.
Берджесс
- ближайший научный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. В 1934 году он был избран президентом Американской социологической ассоциации. Главными областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины
Третье поколение
Чик школы связывают с руководством департаментом У. Огборна
Главная его работа «Социальные изменения»
Четвертое поколение
Ч школы выделяет Блумера и Яновица
.
Блумер
представитель психологического направления в социологии, Он сконцентрирован на изучении «Я», эго. Именно ему принадлежит термин «символический интеракционизм».
Яновиц
возглавлял чикагский департамент социологии в 1967—1972 гг., и главным его делом стало исследовательской традиции в сфере городской социологии.