Об-во как сис у Парето. Пробл взаимод м/у элеме с-мы. Остатки и производные.
центр идей Парето - рассм об-ва как системы, наход в состоянии постепенно наруша и восст равновесия. Изменения в одной части системы немедленно перед др ее части, и вся сист приходит в движение, пока вновь не восст «динамическое равновесие».
Парето разделял соци действияна логические и нелогические.
«Нелогические»
действия харак тем, что люди, их совершающие, не знают истинных объект связей между явле и поэтому используют неадеква средства для достиж целей, «нелогически» соединяя цели и средства
«Логические»
действия руковод не чувствами, а разумом и регулир нормами. Они характерны для деятельности в области экономики, науки, отчасти политики.
Сделав эмоц сферу чел деят гл звеном своей соц системы, Парето сделал оговорку, что не все чувства достойны внимания соц, а только такие, кот проявляются в опреде рода действиях, что дает возможность строго их классифицировать. Они неизменны, постоянны и потому являются теми элементами социальной среды которые «детерминируют социальное равновесие» социолог дал название — «резидуи», что на языке хим наук означ «остатки» или «осадки», «Остатки» как основа чувств, эмоций, страстей, инстинктов имеют, согласно Парето, врож, естественный, не поддающийся влиянию внешних условий характер.роль двух первых классов остатков.
Первый класс включает «остатки», названные «инстинктом комбинаций» который якобы лежит в основе всех социальных изменений. Это внутренняя психологическая склонность человека собирать, по-разному переставлять, комбинировать вещи,
Второй класс — «остатки» «постоянства агрегатов», выражающие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи
В остальные классы «остатков» Парето включил стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях. В заключительных частях «Трактата .» Парето попытался применить теорию «остатков» к объяснению европейской истории, изображая ее в виде конфликта «остатков» первого и второго классов — инстинкта изменений и консерватизма, новаторства и ретроградства.
Производные
же базируются на осадках, могут делать осадки более или менее интенсивными, усиливать или ослаблять их – и след способны влиять на соц равновесие.
Ввнимание Парето уделял силе убеждения, присущей произв – он выделил 4 класса производных:
1 «простые уверения»: «надо, потому что надо», «это так, потому что это так» (такие формулы мать часто использует, требуя чего-то от ребенка);
2 аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет
3 апелляция к чувствам, интересам
4 «вербальные доказательства»: используются термины с двойственным смыслом.
Общество как система. Индивиды, «молекулы» социальной системы, «образуют соединение, которое, подобно химическим соединениям, может иметь свойства, не являющиеся суммой свойств составн частей». То есть об-во у Парето – это система, состоящая из взаимозависимых частей (изм одних элемента ведет к изм других).