Благотворители XIX начала XX вв.
С октября месяца 1859 г. в с. Иванищевском была учреждена безвозмездная для чтения библиотека, собранная попечениями потомственного почетного гражданина редактора Пермских газетных ведомостей Д.Д. Смышляева и волостного писаря А.Н. Зырянова, а впоследствии поддерживаемая пожертвованиями разных благотворительных лиц. Д.Д. Смышляев сумел заинтересовать пермское общество, там был организован вечер в пользу иванищевской библиотеки, давший организаторам 72 руб. 72 коп. прибыли. А.Н. Зырянов с удивительной настойчивостью добился того, чтобы издательства послали, большей частью бесплатно, журналы и книги в библиотеку. В августе месяце этого же года А.Н. Зырянов был переведен в заштатный г. Далматов, и библиотека перевезена туда же. «Не желая совершенно потушить начинающуюся искру просвещения между крестьянами, и охладить их желания к чтению книг, отставной надворный советник М.И. Топорков и священник с. Иванищевского Стефан Поляков, под заведыванием нижеподписавшегося, вновь учреждают в с. Иванищевском безвозмездную для народного чтения библиотеку, в которую к 1 числу декабря любителями просвещения пожертвовано боле двухсот томов, − книг разного содержания. Из числа жертвователей в особенности оказали усердие гг. Шадринский окружной начальник В.О. Козлов, помощник его А.М. Топорков, письмоводитель окружного управления Д.О. Баронский и чиновница А.З. Вешнякова, а так же мещанин Ф. Толшин» [29].
В г. Далматове А.Н. Зырянов является инициатором создания женской школы с классами рукоделия, тратит силы на раскопку курганов и обработку материалов, изучает народный быт. Из записанных им в Шадринском уезде сказок составлен второй том известного собрания «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. Исследование А.Н. Зырянова о кустарных промыслах Шадринского уезда, опубликованное в трудах Вольного экономического общества, было удостоено серебряной медали этого Общества. Далматовский мещанин А.Н. Зырянов в сентябре 1874 г. заявил очередному шадринскому уездному земскому собранию, что он жертвует свою библиотеку в пользу земства с тем, чтобы она послужила основанием для Шадринской публичной библиотеки. Земское собрание, приняв пожертвование с искренней благодарностью, поручило управе выработать правила об учреждении в городе земской библиотеки и читальни. Самое живое деятельное участие принял в открытии библиотеки Е.Г. Кривоногов. 2 апреля 1876 г. библиотека начала свое развитие, которое продолжается по сей день. Умер А.Н. в 1884 г. Зырянов в бедности. В 1907 г. Шадринское земство установило на его могиле в г. Далматове мраморный памятник.
Русская земля всегда была щедрой на таланты. Одаренные люди, добившись высот в какой-либо деятельности, часто оказывали посильную помощь своей малой родине и землякам. Во многих музеях мира, в т.ч. в Третьяковской галерее, хранятся произведения русского художника Федора Андреевича Бронникова, уроженца г. Шадринска. В шестнадцатилетнем возрасте он отправился с попутным обозом в г. Санкт-Петербург учиться в Академии художеств. На способного юношу обратил внимание известный скульптор П. Клодт. В 1873 г. Ф.А. Бронников вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, протокол о его приеме подписан художниками Крамским, Мясоедовым, Перовым, Шишкиным, Саврасовым и др. Ф.А. Бронников умер в 1902 г., похоронен на русском кладбище в Риме. Прожив долгие годы в Италии, он никогда не забывал отечества, родного города. Об этом свидетельствует его завещание о передаче г. Шадринску свыше 300 картин, эскизов и этюдов и 40 тыс. руб. для основания здесь художественной школы. Желание живописца было выполнено только в советское время. Сейчас в городе открыто такое учебное заведение и носит имя Ф. Бронникова. А завещанные работы стали основой художественного отдела краеведческого музея. Таким образом, можно сделать вывод, что в дореволюционном Зауралье в условиях становления капиталистического уклада основных центров образования и культуры среди общественности и предпринимателей было немало неравнодушных, любящих свой край людей, желающих его процветания и понимающих свою ответственность.