• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Возрождение попечительства в Курганской области в конце ХХ начале ХХI вв.

Исследуя историю развития попечительства в России, А.Б. Вифлеемский [1] ссылается на Высочайше утвержденное 26 марта 1907 г. Положение о попечительствах при начальных училищах и Высочайше утвержденное 25 июня 1912 г. Положение о высших начальных училищах, в котором присутствовала глава V «О попечительном совете». Эти документы указывают: попечительства должны заботиться о том, чтобы всем детям школьного возраста данной местности была предоставлена возможность учиться в школе. Для этого попечительства могли устраивать помещения для ночлега учеников, доставлять подводы для проживающих на больших расстояниях, снабжать неимущих учеников одеждой, обувью, пропитанием и т.д., освобождать от платы за учение по согласованию с педсоветом малообеспеченных учащихся и т.п. В пп. 1.1. и 2.1. нашего учебного пособия рассмотрена попечительская деятельность в Зауралье ХIХ начале ХХ вв. После вынужденного перерыва (период 20-80-е гг. ХХ в.), вызванного негативным отношением Советской власти к попечительству как явлению, унижающему достоинство советского человека, деятельность попечительских советов начала возрождаться, прежде всего, в системе образования. В 1992 г. попечительские советы были закреплены законодательно как один из органов самоуправления образовательного учреждения в Законе РФ «Об образовании». Развитие законотворческой поддержки продолжено в Законе РФ «О некоммерческих организациях», Законе РФ «Об общественных объединениях», Указе Президента РФ от 31.08.1999 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», Постановлении Правительства РФ от 10.12.1999 г. № 1379 «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения». Как и в любом виде деятельности, здесь есть лидеры. Например, Президент республики Саха (Якутия) издал Указ от 15.06.2000 № 1103 «О создании попечительских советов в учреждениях образования», Комитет по образованию Администрации г. Санкт-Петербурга в 2002 г. утвердил Устав общественной организации попечительского совета образовательного учреждения (примерную форму), в столице Бурятии г. Улан-Уде в конце 2004 г. состоялся учредительный съезд первого в Российской Федерации Союза попечительства образования. Современное Зауралье не может похвастаться достижением дореволюционного уровня развития попечительства. Некоторые исследователи пытаются заменить попечительство шефством предприятий над учебными и социально-культурными заведениями, не задумываясь, что эти явления имеют совершенно разную философскую, психологическую и экономическую основу. Тем не менее, попечительство развивается.

В феврале-марте 2009 г. среди муниципальных образовательных учреждений гг. Кургана и Шадринска проведено исследование, в результате которого выявлен уровень развития попечительских советов. В г. Шадринске в анкетировании на тему «Государственно-общественный характер управления» приняли участие 6172 человека (904 педагога, 3017 родителей, 2251 обучающихся) из всех образовательных учреждений (ОУ), а так же 38 руководителей школ (МОУ), детских садов (ДОУ) и учреждений дополнительного образования детей. Результаты исследования показали, что во всех образовательных учреждениях города созданы и действуют органы самоуправления (советы образовательных учреждений, педагогические советы, родительские комитеты). Об их деятельности информированы 78.6 % опрошенных, а 64 % респондентов принимают участие в решении значимых вопросов. Попечительские советы образованы в 20 МОУ и ДОУ. Но их деятельность оценена участниками опроса ниже, чем работа советов ОУ и педагогических советов (в среднем на 4.0 – 4.3 балла из пяти возможных). Инициаторами возрождения этих органов соуправления в 60 % случаев была администрация ОУ, в 25 % – вышестоящие организации. Все попечительские советы действуют как общественные организации без образования юридического лица. Исследование выявило, что в большинстве случаев членами попечительских советов являются родители детей, посещающих школу или детский сад, и лишь в 2-3 советах активную позицию поддерживают горожане, не являющиеся родителями воспитанников и учащихся, и представители органов власти. Только 60 % руководителей – участников исследования, отметили, что советом руководит председатель, избранный членами совета. В остальных случаях председатель назначен администрацией учреждения. Или же, что совсем недопустимо, руководство осуществляет директор ОУ. Несмотря на существующие недостатки, 40 % руководителей образовательных учреждений (из 39 принявших участие в исследовании) считают, что создание попечительских советов оправдало их ожидание. И попечительский совет успешно решает поставленные задачи.

По мнению педагогов, родителей и администрации, попечительские советы как субъекты государственно-общественной системы управления должны направлять свою деятельность на оздоровление детей (100 %), взаимодействие органов самоуправления (100 %), улучшение качества учебно-воспитательного процесса (99 %), питание детей (90 %), развитие ОУ (89 %), развитие дополнительного образования (88 %), организацию досуга (81 %), профессиональную ориентацию (87 %). Итоговым этапом исследования стало проведение круглого стола для активистов самоуправления по обсуждению проблем, с которыми им приходится сталкиваться. Участники беседы отметили недостаток юридических знаний, путаницу в функциях родительских комитетов и попечительских советов, часто встречающийся формальный подход к организации деятельности органов самоуправления. Существует и гендерная проблема: в 19 советах из 20 абсолютное большинство – женщины. Таким образом, на современном этапе попечительство в г. Шадринске находится в начальной стадии возрождения. Главную роль в этом играют администрация города и руководители образовательных учреждений. В сравнении с г. Шадринском, развитие попечительства в г. Кургане имеет другие тенденции. Из всех руководителей муниципальных образовательных учреждений города только 15 ответили положительно на вопрос о существовании попечительского совета в их школе или детском саду. Причем, лишь трое считают, что попечительский совет оправдал ожидания, которые на него возлагались, остальные частично справляются со своими функциями, а один совет существует формально. Среди учреждений социальной защиты граждан попечительский совет действует в Куртамышском профессиональном училище-интернате для инвалидов. В Школе-интернате № 12 для слабовидящих детей г. Шадринска попечительский совет активно работал благодаря усилиям директора И.В. Фоминых примерно в течение 3-4 лет, но сегодня эта деятельность сошла на нет. Как считает Ирина Валентиновна, наше общество пока морально не готово к попечительству. Большое значение имеют личные связи администрации с руководителями предприятий и учреждений, среди которых есть добрые и ответственные люди, готовые оказать помощь в трудной ситуации. Попечительство возрождается, не смотря на трудности и проблемы.

Перейти на страницу: 1 2

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.