Введение
Частный сектор более энергичен, но менее информирован о перспективах развития экономики страны и мира, а госсектор менее гибок, менее подвижен и менее заинтересован в результатах труда. Многие экономисты долгое время считали, что рынок в условиях развивающихся стран несостоятелен, и только мощное государственное вмешательство способно вывести эти страны из нищеты. Затем они решили, что само это вмешательство является гораздо большим злом, и лучшее, что способно сделать правительство, - это отказаться от любых попыток управлять экономикой. Жизнь не подтвердила ни одну из этих позиций. Планирование и государственная собственность позволили достичь определенных успехов, однако со временем подобная политика потеряла гибкость, закоснела и привела к колоссальным потрясениям, кризисами даже смене общественного строя, как это имело место в 90-х годах прошлого века в России. Либерализация и открытость рынков благоприятствовали экспорту и развитию финансового сектора, однако чаще всего это приводило к значительно более скромным показателям экономического роста, чем государственная политика прошлого. Кроме того, рыночные экономические отношения неизбежно приводят к росту безработицы, ухудшению экономического положения наемных работников, росту социальной напряженности в обществе, частым сменам правительства и неустойчивому экономическому состоянию в стране. Социальная политика во многих странах мира тесно переплетается с общегосударственной политической политикой и особенно тесно она переплетается с последней в периоды предвыборных компаний. Кандидаты в члены парламентов, а также в президенты, как правило, не скупятся на щедрые обещания, о которых нередко и быстро забывают как только оказываются во властных структурах и вновь вспоминают о них накануне новых выборов. Эти качели уже давно стали привычными во многих индустриально развитых странах, к которым стали постепенно привыкать и в странах с нарождающейся демократией. Тем не менее, ряд предвыборных обещаний иногда все же реализуются, особенно те из них, которые касаются оплаты труда, условий труда и пенсионного обеспечения, что и является предметом настоящего исследования. Всемирный банк в "Докладе о развитии мира" в 1991 году установил: "Целью развития является улучшение качества жизни, которое включает образование, питание, безопасность и здравоохранение, а также сокращение масштабов нищеты, сохранение и оздоровление окружающей природной среды, равенство возможностей от рождения до возмужания, обеспечение личной свободы и насыщенную культурную жизнь". Эта цель содержит три главных составляющих части:
Увеличение предложения и большая доступность жизненно необходимых товаров и услуг;
Повышение уровня жизни населения;
Предоставление каждому гражданину широких возможностей для выбора направлений своей жизнедеятельности.
Реализация этих задач возможна лишь при условии обеспечения стабильных темпов роста экономики в каждой стране, где забота о населении является национальной целью и главной задачей функционирования и развития общества. Приведенные выше положения позволяют нам сформулировать главную национальную идею развития и функционирования любой страны в мире. Суть ее состоит в следующем - обеспечить благосостояние, здоровье и безопасность населения страны в гармоничном сочетании с дальнейшим развитием интеллекта (в первую очередь профессиональной подготовки) и духовности нации. Реализация указанной идеи является прерогативой населения и властных структур на всех уровнях хозяйственной деятельности, эффективность которой и будет определяться степенью заинтересованности и участия всех хозяйствующих субъектов в реализации указанной идеи и выражаться в результирующих экономических показателях, таких, например, как ВВП и добавленная стоимость на душу населения и их соотношение между собой, что и является критерием всякой хозяйственной деятельности.