Заключение
Подростковая субкультура – это возрастная группа людей, объединенных интересами, системой ценностей, норм и правил поведения, в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Подростковая субкультура является важным этапом в развитии личности. В современной ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами воспитания и образования, семьей и школой, в нем все большую роль играют «электронные воспитатели», к которым относятся средства массовой информации и электронные медиа. СМИ выполняет ряд функций: информационную, релаксационную, рекреативную. Благодаря СМИ происходит широкое ознакомление подростка с окружающим предметным миром. Из-за всеохватывающего и неизбежного влияния СМИ происходит трансформация подростковой субкультуры. СМИ ориентирует ценностные представления современного подростка на «американизацию» подростковой субкультуры. Пропаганда насилия и жестокости на телеэкране формирует в подростке антисоциальное поведение. СМИ становятся самым распространенным досугом подростков, что, безусловно, отнимает огромное количество времени от основных занятий (чтение книг, посещение секций, общение со сверстниками). Существует также и угроза избыточного, всеядного потребления массовой культуры, отрицательно сказывающейся на развитии творческой и социальной активности подростка.
Важнейшую роль в социализации подростка выполняет семья. Это первая социальная группа, определяющая направленность процесса развития личности. Во многом будущее личности человека определяется в семье, так как от взаимоотношений и культуры родителей, их личностных особенностей, поведения и условий воспитания зависит развитие ребенка, его талантов, склонностей, способностей, типа будущего поведения.
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее актуальных. В современной России происходит деформация семейных отношений. Происходит утрата национальных традиций семейного воспитания: ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми. Снижение культуры семьи, породило антикультурные явления в подростковой субкультуре, а именно в становлении потребительского отношения подростков, состоит в выдвижении материальных ценностей на авансцену – это актуальная проблема современной культуры общества.
Наряду с семьей школа является основополагающей инстанцией социализации подростка. Она дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармонии в развитии всех аспектов культуры личности подростка: интеллектуальной, духовно-нравственной, профессиональной, экологической, физической, культуры общения. К сожалению, современная школа мало ориентирована на развитие в подростке всех этих аспектов, отдавая предпочтение становлению лишь некоторым из них.
В чтении подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Большинство современных подростков относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации, что приводит, во-первых, к обеднению эмоциональной и интеллектуальной сферы развития школьника. Во-вторых, при падении объемов свободного чтения исключаются темы, занимающие последние места в списке предпочтений, а превалируют фантастика, мистика и «ужасы», детектив и так называемый «сентиментальный роман». Большинство этих произведений не способно положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и развитию словарного запаса.
Падение книжной культуры проблема не только самих подростков, но и всего общества в целом. Решение этой проблемы должно осуществляться на государственном уровне. В современной России в большинстве случаев преодолением проблемы подросткового чтения занимаются библиотекари, преподаватели, предлагая свои индивидуальные пути решения.
Структура досуга школьника, за последние десять лет претерпела весьма существенные изменения. Современный подросток отождествляет досуг со своим личным свободным временем, возможностью заниматься «тем, чем он хочет», а не тем что способствовало бы его развитию и образованию. Досуг современного подростка ориентирован на компьютеризацию, когда чтение книг и общение со сверстниками вытесняются «общением» с компьютером.
По результатам проведенного мною опроса школьников, были выявлены наиболее предпочитаемые виды деятельности подростков в свободное время: «общение с друзьями», «просмотр телепередач», «компьютерные игры».
Досуг призван выполнять следующие функции: самореализационную, коммуникативную, просветительскую, профессионально-ориентационную. Но они в свою очередь зачастую не выполняются, и досуговая деятельность подростков приводит не к развитию, а к деградации личности.
Таким образом, в результате комплексного исследования проблем подростковой субкультуры позволяет нам сделать вывод, что формирование культуры личности подростка происходит в сложной социокультурной ситуации в России, которая обусловлена общей направленностью на американизацию, безучастным отношением к проблемам общества, семьи, образования, досуговой деятельности. Что приводит к появлению проблем у подрастающего поколения: несформированность подростка как культурной личности (культура общения, духовно-нравственные ценности, падение культуры чтения и т.д.), потребительское отношение к жизни, дизориентация подростка в досуговой сфере, первостепенная роль СМИ в процессе социализации подростка. В решении этих проблем должны быть заинтересованы родители, школа, государство.
[1] Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис». М., 1996., с.152.
[2] Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка // Педагогика, № 7, 2000, с. 42.
[3] Кле М. Психология подростка // Фролов Ю.И. Психология подростка. М., 1997. с. 115.
[4] Кон И.С. Психология ранней юности. М. – 1989., с.21.
[5] Кле М. Психология подростка // Фролов Ю.И. Психология подростка. М., 1997. с. 120.
[6] Вайнтштейн Г. Интернет как фактор общественных трансформаций // МЭиМО. -2002.- № 7. с. 16.
[7] МTV – это молодежный канал. (музыкальтное телевидение)
[8] Кэш – с английского cash, что означает наличность, деньги.
[9] Лузер - с англ.яз. looser, что означает неудачник.
[10] Прохоров А. Интернет в цифрах и фактах // Компь.тер пресс. – 2006. - № 2. – с. З2.
[11] Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. – 2001. - № 4. – с. 55.
[12] В.Собкин. Виртуальная атака // Первое сентября. – 2002. - № 8. – с. 2.
[13] Социология / Кравченко А.И.// словарь. М. – 1997.
[14] М.С.Мацковский. Социология семьи // М. – 1989. с. – 132.
[15] А.С. Обухов. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии. – 2000. № 5. с. – 31.
[16] Д.В. Ярцев. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999. - № 6.- с. 25.
[17] М.Мид. Культура и мир детства // М. – 1988. – с. 251.
[18] Кон И.С. Психология ранней юности. М, 1989. С.149.
[19] Крылова Н.Б. Культурная деятельность подростка // Школьные технологии. 2000. № 5. с. – 70.
[20] Фонвизин Д.И. Недоросль.- М. 1987., с. 83.
[21] Там же, с. 87.
[22] Б.Г Ребзуев. Потребительское поведение подростков // Вопросы психологии. 2006. – № 2. с. – 15.
[23] Л.В.Карцева. Семья в трансформирующемся обществе. М. – 2003. с. – 51.
[24] Харитонова М.Р. Новое поколение и культура человеческих отношений // Формирование личности молодого человека в школе и вузе / Под общ.ред. А.С. Запесоцкого. – СПб, 2001. С.63.
[25] Бахухина Н.П. Проблемы эстетического воспитания в школе // Формирование личности молодого человека в коле и вузе. / Под общ.ред. А.С.Запесоцкого. – СПб.2001.С.55.
[26] Кон И.С. Психология ранней юности. – М. – 1989., с.23.
[27] Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
[28] Чудинова В. Что читают современные подростки // Воспитание школьников. -
2004. - N 4. - С. 39
[29] Там же, с.40.
[30] Чемоданова Е.А. Серература // Бибилиотечное дело. – 2004. - № 11 (23). – с. 12.
[31] Кожевникова Е.С. Читатель и Интернет // Библиотековедение. – 2005. - № 2. - с. 24.
[32] Бутенко А.М. Подросткок – чтение и использование компьютера // Соц.Исследование. – 2001. - № 12. – с.15.
[33] Чудинова В. Что читают современные подростки// Воспитание школьников. -
2004. - N 4. - С. 40.
[34] Акимова Л.А. Социология досуга: учеб.пособие / Л.А. Акимова. –М., 2003. С.93.
[35] Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени / Ю.А.Стрельцов. – М.: Просвещение, 1991. С.86
[36] Борытков Н.М. Досуг как сфера воспитания / Культура. Искусство. Образование. – Смоленск, 1998. С.101-103
[37] См.приложение 1.