Технология социальной работы
Переходный период в России характеризуется не только сложной экономической и политической ситуацией, но и своеобразным “шоком”, крушением надежд и чаяний большой части населения. И, в первую очередь, это касается пожилых людей, т.к. люди молодые и среднего возраста живут более активной и разнообразной жизнью. Пожилые же люди, обретая статус пенсионера, лишь частично участвуют в жизни общества. Традиционное ограничение ролью воспитателя внуков - не всегда справедливо, потому что многие из них еще могут активно и плодотворно трудиться.
Немаловажно и то, что в специфических российских условиях старшее поколение в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений доперестроечного периода испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.
Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения и, разумеется, как обеспечить удовлетворение его потребностей в социальном и медицинском обслуживании - все эти вопросы волнуют не только социальные службы и исследователей проблем социальной работы в России, но и общественность всего мира. Человечество стареет и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться и на глобальном уровне.
Однако следует отметить, что экономическая ситуация в России такова, что обстоятельства побуждают пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, продолжать работу и после пенсионного возраста.
Поэтому очень важно, чтобы общество, учитывая все экономические, политические и демографические факторы, способствовало продлению активной трудовой деятельности пожилых людей.
В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Многие социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с пожилыми людьми. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе. Следовательно, можно как вывод говорить о важности знания теории и практики социальной работы.
- Социальная работа с пожилыми людьми
- Навыки и умения социального работника в работе в пожилыми людьми
- Технологии социальной работы с клиентами: беседа, оценочный анализ, ведение записей
- Перспективы развития социальных служб